КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ
- специфический вид (режим) правого регулирования конституционных отношений, выраженный в своеобразном сочетании комплекса нормативных правовых средств (дозволений, запретов, обязываний, правовых ограничений, стимулов, общедозволительного и разрешительного порядка регулирования и др.). К.-п.р. выражает степень жестокости конституционного регулирования, наличие известных ограничений и льгот, допустимый уровень активности субъектов, пределы их правовой самостоятельности. К.-п.р. связывает воедино целостный комплекс правовых средств в соответствии со способами правового регулирования (дозволением, запрещением и обязыванием), его типами (общедозволительным и разрешительным), методами (централизованным, императивным или децентрализованным, диспозитивным), использованием публично-правовых или частно-правовых средств регуляции поведения. При этом К.-п.р. может включать все способы, методы, типы, правовые средства, но в различном их сочетании, при доминирующей роли одних и вспомогательной роли других. Три отрасли конституционного права правовой режим регулирования статуса органов государственной власти отличается от правовой регламентации федеративных отношений. Если в сфере регулирования статуса органов государственной власти приоритетным является централизованный, императивный метод, возложение обязанности - превалирующим способом, а разрешительный тип - господствующим, то в сфере федеративных отношений наряду с применением централизованных средств регулирования значительная роль отводится децентрализованному методу, диспозитивным правовым средствам, общедозволительному порядку регулирования. Особенность К.-п.р. (как и всякого правового режима) определяется юридическими средствами обеспечения конституционного поведения - использованием позитивных стимулов такого поведения или мер принудительного воздействия - юридической ответственности, мер правовой защиты, превентивных и иных средств государственного принуждения. При этом использование того или иного вида К.-п.р. ставится в зависимость от различных обстоятельств, в частности от субъектов регулируемых отношении. Например, в зависимости от тех или иных категорий заявителей о приеме в российское гражданство государство может применять общий или упрощенный порядок приема в гражданство. К.-п.р. создает известный климат, настрой в регулировании. Он вводится законодательно. Об использовании той или иной разновидности правового режима свидетельствуют либо специальные оговорки законодателя, либо общие положения законодательногоакта - его цели, задачи, принципы регулирования.

В зависимости от доминирующих в правовых режимах определенных юридических средств они могут быть либо стимулирующими, либо ограничивающими. Если первые создают благоприятные условия для удовлетворения конкретной группы интересов, а иногда и сверхблагоприятные (режим наибольшего благоприятствования) , то вторые нацелены на их комплексное сдерживание (например, используемый в регулирования правового статуса иностранных граждан режим реторсий). Использование того или иного вида К.-п.р. ставится в зависимость от различных обстоятельств, в частности от субъектов регулируемых отношений. Например, в зависимости от тех или иных категорий заявителей, ходатайствующих о приеме в российское гражданство, РФ может применять к ним общий или упрощенный порядок приема в гражданство.

Разнообразие К.-п.р. (как и всяких правовых режимов) находится в зависимости как от законодательной политики, так и от технико-юридических особенностей конструирования законодательного акта. Своеобразие используемых технико-юридических приемов позволяет выделить интенсивно используемый современной законотворческой практикой режим исключения. Он вводится законодателем как изъятие из общего порядка. Компонентами режима исключения являются, во-первых, общее правило и, во-вторых, исключения из него (чаще всего перечень исключений, который в законодательстве нередко формулируется в качестве исчерпывающего). При этом исключения не могут предполагаться, они всегда должны быть точно указаны в нормативных актах. Достоинство применения такого режима в том, что он, с одной стороны, обеспечивает высокий уровень нормативности правовых установлений, а с другой - позволяет учесть своеобразие жизненных ситуаций, обеспечивая тем самым высокую степень казуальности (конкретности) правовых предписаний. Законодатель, таким образом, конструирует и достаточно общую и в то же время достаточно конкретную правовую норму. Для конституционного права, использующего большое число так называемых общих установлений (принципов права, норм-дефиниций и т.п.), использование разновидности этого режима чрезвычайно важно. Так, Федеральный закон от 30 января 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации" в ст. 16 перечисляет основания, по которым отклоняется заявление о приеме в российское гражданство.

Разновидностью режима исключений, применяемых в регулировании конституционный отношений, является режим, основанный на широком применении законодателем такого технико-юридического приема, как "исчерпывающий перечень". Путем установления исчерпывающего перечня оказывается возможным достигнуть высокой степени точности в регулировании общественных отношений, очертить строгие рамки поведения участников регулируемых отношений, исключить неопределенность в регулировании (например, споры о компетенции и т.п.). Такая разновидность режима регулирования используется, в частности, при определении исключительной компетенции Федерации, полномочий органов государственной власти, других конституционных органов, в иных случаях. Например, Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. "О военном положении" в ст. 7 закрепляет исчерпывающий (закрытый) перечень мер, применяемых на территории, на которой введено военное положение.

Очевидно, что место и роль Конституционного Суда в системе разделения властей, его исключительное право оценивать федеральные (и региональные) законы с точки зрения их конституционности предопределяют его право формулировать правоположения, имеющие общее (нормативное) значение.

(В.Ч.)


Энциклопедический словарь «Конституционное право России». — М.: Юридическая литература. . 2002.

Игры ⚽ Нужно сделать НИР?

Полезное


Смотреть что такое "КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ" в других словарях:

  • Правовой режим — Правовой режим  это совокупность правил, регулирующих ту или иную сферу деятельности[1]. Содержание 1 Другие определения …   Википедия

  • Конституционно-правовой статус человека — Конст …   Википедия

  • Государственно-правовой режим — в конституционном праве система средств и способов осуществления государственной власти. В зависимости от характера используемых гос ной властью средств и способов различают демократический и авторитарный Г. п.р. При демократическом режиме… …   Энциклопедия права

  • Государственно-правовой режим — в конституционном праве система средств и способов осуществления государственной власти. В зависимости от характера используемых гос ной властью средств и способов различают демократический и авторитарный Г. п.р. При демократическом режиме… …   Большой юридический словарь

  • КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ ПРОСТРАНСТВО РОССИИ — пространство (территория), на которое распространяется действие федеральной Конституции. К. п.п.Р. охватывает сферу отношений, в границах которой устанавливается и поддерживается конституционно правовой режим. Это, образно говоря, конституционное …   Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

  • Правовой статус — В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете …   Википедия

  • РЕЖИМ — термин, употребляемый в праве в ряде словосочетаний с различными значениями. Например, существует понятие правовой Р. применительно к характеру общественных отношений после их урегулирования нормами права, статусу участников этих отношений.… …   Энциклопедический словарь конституционного права

  • Нормативный правовой акт — (НПА)  официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица), иных социальных структур (муниципальных органов, профсоюзов, акционерных обществ,… …   Википедия

  • Смертная казнь в России — Смертная казнь в Российской Федерации по действующей конституции 1993 года «носила временный характер и была рассчитана лишь на некоторый переходный период» и больше не может применяться с 16 апреля 1997 года, то есть наказание в виде смертной… …   Википедия

  • Суверенитет — (Sovereignty) Суверенитет это независимость государства от других стран Суверенитет России и его проблемы, суверенитет Украины, суверенитет республики Беларусь, суверенитет Казахстана, суверенитет Чечни, Проблемы суверенитета стран Европы,… …   Энциклопедия инвестора


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»